Весенне‑летняя поплавочная рыбалка часто начинается одинаково: нашли перспективное место, замесили «правильный» корм, поставили «спортивную» тонкую оснастку — и… в садке одна мелочь. Лещ «исчез», а плотва стоит, «теребит» насадку и срывает мотылей. В чём подвох?
Рыбалка на леща
Лещ — донный вакуумный пылесос. Ему важна стабильная неподвижная приманка у дна и отсутствие «пластилинового» сопротивления до момента всасывания. Поэтому классическая «грубая» схема с тяжёлым подпаском, длинным поводком и поплавком «с запасом» грузоподъёмности работает годами.
Многие ловят леща буквально «на автомате»: каши, тяжелый подпасок, поводок 30–40 см лежит на иле — и есть рыба. Но когда рыболов, вдохновлённый «спортивной модой», резко уходит в лёгкие оснастки, стройные махи и деликатную подачу, лещ уходит из уловов. Не потому что его нет — просто подача стала плотвиной, а крупная бель к ней равнодушна.
Для успешной ловли леща опытные рыболовы советуют не мудрить с огрузкой оснастки – достаточно простейшей, где поводок зимой и летом всегда довольно длинный, чтобы рыба раньше времени не почувствовала грузик-подпасок, который имеет приличный вес, чтобы надежно зафиксировать на дне приманку. Простая оснастка, уверенные лещовые поклевки, и ловля этой рыбы видится несложной, главное – отыскать её, хорошо прикормить, попасть на благоприятную погоду, и сиди себе, таскай леща!
И часто это так и есть, неспроста издавна отдельными периодами сезона, как правило, летом, рыболовы ловят лещей на довольно грубые оснастки, прикармливая простейшими прикормками, теми же кашами. Часто все получается неосознанно, и даже неопытный поплавочник может иметь очень хорошие уловы, оснастка сама работает, лещ спокойно взял червяка и поплыл, приподняв грузик-поплавок всплыл, следует подсечка, рыба успешно вываживается. Но далее рыболов желает развиваться, начинает заниматься сложными прикормками, уходить в легкие оснастки, покупает стройное длинное маховое удилище, а то и дорогостоящее штекерное, и лещи… надолго пропадают.
Ловятся только небольшая плотва, карасики, уклея. И начинают ругать эти «спортивные» оснастки, на которые вешается одна мелочевка. Почему так бывает, куда лещ пропадает?
Все довольно логично – совершено две ошибки. Первая – стремление к легкой оснастке приводит к тому, что подача насадки становится плотвичной, которая мало подходит для ловли леща. Вторая – вездесущность небольшой плотвы, иной мелочевки бели, которая отлично реагирует на легкие оснастки, приводит к тому, что рыболов начинает лениться искать крупную рыбу, менее внимательно наблюдает за водоемом. Сел практически в любом более-менее подходящем месте, качественно прикормил точку, и клев есть. А ведь лещ абы где не берет, да и на подходящем месте подходит к прикормочному пятну обычно довольно долго.
Это хорошо видно во время соревнований поплавочников
Обычно они проходят далеко не в лучших местах водоема, скорее наоборот – выбирают участки, непопулярные у рыболовов, чтобы никто никому не мешал. Соответственно, большей частью ловится небольшая бель, но не потому, что тот же лещ не берет, – его просто здесь нет. Есть вероятность его подхода на массированный прикорм лишь спустя несколько часов, или вообще только к завтрашнему утру. Но если б это место было лещовым, то в первую очередь ловился бы именно он.
Потому как поймать килограммового леща проще, чем плотву массой 300-400 г, которая значительно «умнее», осторожнее, требовательнее к подаче насадки, прикормки. И тут очень важно разделять понятия. Лещу свое. Эту рыбу стабильно ловит тот, кто, не отвергая, переосмыслил старый опыт грубого лещового подхода, четко отдавая себе отчет, зачем что-то «утяжеляем – удлиняем», почему делаем именно так, и как это все под водой работает.
Поплавочная ловля плотвы в апреле – делимся опытом.
Ловим плотву: другая биология — другая оснастка
Плотва живёт и кормится иначе. Основная активность — в придонном слое до 30–40 см. Она охотно хватает падающие сверху частицы прикормки, ловит в толще «пылинки» и микро‑кусочки, подбирая со дна лишь то, что заманчиво шевелится. Крупная плотва умна и осторожна: «собачит» мотыля — хватает, выплёвывает, снова хватает. Любая лишняя тяжесть на поводке — повод бросить наживку.
Именно поэтому:
-
Поводку нет смысла лежать на дне. Рабочий спуск: крючок лишь касается грунта или волочится 1–2 см, а лучше — висит буквально над дном. Оснастка при этом натянута, чтобы малейшее «пощипывание» передавалось поплавку.
-
Поплавок — максимально лёгкий, но читаемый. Часто переход с 2 г на 1 г мгновенно превращает «вздрагивания» в уверенные загибы.
-
Огрузка — многоступенчатая, дробная: наживка должна «планировать», а не плюхаться.
Парадокс: сделать оснастку сверхчувствительной мало — надо ещё не отпугнуть рыбу сопротивлением самой оснастки.
Лещу лещовое, плотве плотвичное
Плотва вечно что-то взбаламучивает у дна, мелкая хватает мельчайшие плавающие крошки, крупные экземпляры могут что-то более существенное и со дна подбирать, но основная активность протекает в придонном слое, до 30-40 см от дна. Именно в этом горизонте находится плотвичный «пищевой клубок», особенно когда он «искусственный», созданный прикормкой поплавочника. Тогда основное внимание рыбы переносится на падающее сверху, а не на лежащее на донном грунте. В чем здесь причина – сложно сказать наверняка, возможно, так распорядилась сама матушка-природа, разграничив пищевые пристрастия.
В любом случае плотва гораздо агрессивнее леща, отлично реагирует на движущуюся насадку. Соответственно, поводку нет смысла лежать на дне. Как правило, крючок либо касается дна, либо совсем чуть-чуть волочится по нему, либо находится на пару сантиметров выше дна.
Такой рабочий спуск оснастки позволяет убить сразу двух зайцев – есть возможность выполнять разные варианты проводок и не терять контроля над приманкой при специфических плотвичных поклевках. Второй момент особенно важен. Допустим, у нас лещовая оснастка, поводок вместе с грузиком-подпаском лежит на дне.
Крупная плотва клюет совершенно иначе, обычно не поднимает приманку, а начинает, словно собака, хватать мотыля, теребить его, выплюнет, снова схватит. При длинном неподгруженном поводке плотву ничто не настораживает, но и сигнал о поклевке не доходит до поплавка при коротких рыбьих пощипываниях.
В лучшем случае пару раз антенна невнятно вздрогнет, и тишина. Достаем оснастку, – мотыль сбит или прилично помят.
Что делать?
Все меняется в лучшую сторону, когда рабочий спуск выставлен очень точно, – вся оснастка на плотву хорошо натянута, в том числе и поводок, дна касается только крючок, в этом случае даже осторожная поклевка незамедлительно передается поплавку.
Но в таком случае возникает очередная проблема – особенность положения оснастки ведет к тому, что рыба сразу чувствует её сопротивление. Поклевка плотвы обычно быстрая, рыба эта довольно осторожная, и почувствовав неестественную тяжесть приманки, сразу избавляется от нее. Противодействовать этому можно идя по двум направлениям.
Первое – снижение общего веса оснастки, грузоподъемности поплавка. Бывает, ставишь 2 г поплавок, видны какие-то поклевки, но рыбу невозможно подсечь, раз за разом доставая объеденного мотыля. Ставлю поплавок 1 г – сразу четкие, уверенные поклевки. Очень часто они идут, когда оснастка только-только доходит до дна, лишь выровнялся поплавок, и сразу следует резкая поклевка. Если нет, то далеко не факт, что рыба клюнет через некоторое время, даже если стоит рядом – нередко основные поклевки случаются именно в тот момент, когда поплавок только выстраивается.
Второй момент помогающий противодействовать пустым плотвичным поклевкам – создание специальной оснастки. Для начала вернемся к простой лещовой, так называемой базовой – достаточно массивный подпасок, выше которого установлен основной груз.
Простейшая универсальная оснастка для плотвы и подлещика
Соберем простейшую универсальную оснастку.
Основной груз обычный, он призван просто огружать большую часть поплавка. Изменения скрыты в подпаске, который состоит из трех сдвинутых одна к одной, дробинок 11-го номера, совсем миниатюрных, их общий вес равен одному большому подпаску.
Зачем подпасок на поплавочной снасти.
Если клев нормальный, мелкие дробинки сдвинуты.
Если капризный, то нужно распределить мелкие дробинки по леске на удалении 10-12 см друг от друга, получив оснастку с плавным планированием в толще воды.
Чем сильнее разбросаны дробинки, и чем дальше от крюка располагается основной груз, тем более плавно опускается наживка, и тем смелее клюет плотва. Поэтому основной груз нередко сдвигаю ближе к поплавку.
Как правило, груз имеет форму оливки, которая снизу «подпираются» парой-тройкой дробинок. И без них можно зафиксировать основной груз на леске, но дополнительные дробинки могут пригодиться во многих случаях.
К примеру, ловим по тихой воде с точно настроенной оснасткой, четко вычислив рабочий спуск, но неожиданно поднимается сильный ветер, разгоняя волну, хорошо огруженный поплавок начинает притапливать, тогда стоит убрать одну маленькую дробинку, не меняя оснастки, продолжив рыбачить дальше.
Или, к примеру, новый поплавок первое время «смывается», чуть снижая грузоподъемность, и его антенна начинает заметно притапливаться – снимаем маленькую дробинку. Да и при первоначальной огрузке выгодно зажать на леске парочку небольших дополнительных дробинок, чтобы довести оснастку до рабочего состояния, не снимая лишний свинец с основной огрузки.
Подобная несколько усложненная оснастка хороша своей универсальностью. Скажем, подошел на прикормочное пятно крупный подлещик, выдавив с него плотву, тогда сдвигаем три маленькие дробинки, восстанавливая единый подпасок, и перестраиваемся уже на ловлю подлещика.
Разделяй и властвуй
Поймать килограммового леща действительно проще, чем «умную» плотву на 350 г — если вы продолжаете тянуть леща лещёвой снастью и плотву плотвиной. Ставить одну «универсальную супер‑спортивную» оснастку на всё подряд — путь к случайному улову. Осознанно оперируйте весом подпаска, длиной поводка и горизонтом подачи — и «невозможная» крупная плотва перестанет срывать насадку безнаказанно.
Лещу — неподвижную тяжёлую подачу; плотве — лёгкую планирующую игру. Остальное — детали, которые вы уже умеете чувствовать по кончику удилища.